Аналитический отчет: отсутствие эффективности, коррупционные риски и нереализованные государственные инициативы в сфере ирригации и водоснабжения Казахстана за период 1994 – 2024 гг

Опубликовано Attila -
Утечка воды Талгар

За 30 лет независимости Казахстан направил миллиарды тенге на развитие и модернизацию ирригационной инфраструктуры. Однако реальные результаты и состояние водного хозяйства вызывают вопросы. Потери воды по-прежнему достигают 50–70%, а в отдельных регионах (Туркестанская, Жамбылская, Алматинская области) инфраструктура находится в критическом состоянии.

1. Макроанализ: утекающие инвестиции, нереализованные обещания и институциональные сбои

инвестиции в водную отрасль

2. Несоответствие обещаний и реального прогресса

Обещания по снижению потерь воды:

  • В 2021 году Министерство экологии заявило о намерении снизить потери воды в оросительных каналах до 25% к 2025 году. Это заявление не сопровождалось публикацией методологии расчета текущих потерь или планом их снижения.
  • В 2024 году в рамках Комплексного плана государственные органы повторили намерение достичь уровня потерь 30–35% к 2028 году, однако также без указания механизмов контроля, исходных данных и ожидаемого эффекта на уровне регионов.

По факту на 2024 год:

  • Согласно официальным и независимым источникам, потери воды при транспортировке по-прежнему составляют от 50 до 70%. В Туркестанской, Жамбылской, Алматинской и Жетысу областях сохраняется высокая доля утечек через неотремонтированные и земляные каналы.
  • Ряд отчетов (включая материалы Высшей аудиторской палаты и СМИ) указывают на отсутствие достоверного учёта и документированных данных о том, в каких районах была достигнута эффективность, а где — нет. Это делает невозможной верификацию прогресса по заявленным целям.

3. Системная дисфункция: инфраструктура, управление, коррупция

3.1. Инфраструктурный износ

  • Большая часть оросительной сети в Казахстане представлена открытыми каналами, выложенными по земляному руслу без бетонной или пластиковой облицовки. Это приводит к значительным потерям воды через просачивание и испарение.
  • Множество реконструкций носят формальный характер: фиксируется выполнение работ на бумаге, но без внедрения технологий, способных реально снизить утечки.
  • В ряде случаев используется устаревшее оборудование, а замена каналов сводится к выравниванию или расчистке, без капитальной модернизации.
  • Пример: в Алматинской области после так называемой "модернизации" оросительных сетей по проекту стоимостью более 5 млрд тенге, вода продолжает теряться, а фермеры сообщают о перебоях с подачей в разгар поливного сезона.

Пример: Канал в Талгарском районе Алматинской области

потери воды в каналах Талгарского района

 

3.2. Раздробленное управление

  • Управление ирригационной инфраструктурой в Казахстане осуществляется фрагментарно: Казводхоз отвечает только за часть магистральных каналов, в то время как внутриполевые и межхозяйственные сети находятся в ведении акиматов, коммунальных предприятий и водопользовательских ассоциаций.
  • Нет единого технического кадастра или цифровой платформы, где можно отследить техническое состояние каналов с привязкой ответственных за их обслуживание организаций.
  • Это приводит к конфликтам между структурами, отсутствию согласованности в планировании ремонтов и трудностям в учёте эффективности.
  • В отчётах Счётного комитета также указывается, что часть средств, направленных на модернизацию, была распределена через местные органы без координации с центральными службами, что дублировало затраты и снижало общую результативность.

3.3. Коррупция и фиктивность

  • По данным Высшей аудиторской палаты, в только 2023 году пять руководителей Казводхоз были привлечены к ответственности за финансовые нарушения при освоении бюджетных средств.
  • В Алматинской области были зафиксированы случаи фиктивной реконструкции оросительных каналов, где подрядчики отчитывались о проделанных работах, которые фактически не выполнялись.
  • В Мангистауской области выявлены случаи хищения бюджетных средств должностными лицами Казводхоз при реализации ирригационных проектов (fbrk.kz).
  • В Южном Казахстане, согласно материалам СМИ и расследованиям, имели место примеры кумовства и назначения родственников на ключевые технические должности в филиалах Казводхоз.
  • В Алматинской области директор филиала Казводхоз устроил на работу родственников в обход конкурсов, что сопровождалось нарушениями в распределении подрядов и актировании работ.

3.4. Отсутствие мониторинга

  • На момент публикации (март 2025) отсутствует обязательная практика составления, ведения и регулярного обновления технических паспортов оросительных объектов, что делает невозможным отслеживание их фактического состояния в динамике.
  • Государственные органы до сих пор не внедрили полноценную систему мониторинга, включающую измеряемые KPI: снижение потерь воды, рост эффективности полива, уровень автоматизации и цифровизации, а также физическое состояние каналов через 1–3 года после реконструкции.
  • Механизмы сбора обратной связи от фермеров и водопользователей отсутствуют или не имеют правового веса, что ограничивает выявление и устранение проблем на местах.
  • Отчётность сводится к формальным актам завершения работ без верификации результатов: данные о фактическом КПД каналов до и после реконструкции, экономии воды или снижении затрат на гектар — не публикуются ни на республиканском, ни на региональном уровне.
  • Показательные кейсы (включая Ордабасинский район, Жетысу и Алматинскую область) демонстрируют, что спустя год-два после завершения работ каналы либо снова приходят в негодность, либо фактически никогда не функционировали должным образом, несмотря на официальные отчёты о вводе в эксплуатацию. (включая Ордабасинский район, проекты в Жетысу) подтверждают, что отсутствует контроль за долговременным эффектом модернизаций.

Пример: Тепловизионная спутниковая сьемка отчетливо показывает множественные утечки в отремонтированном канале в Туркестанской области

 утечка воды из каналов

 

4. Потери и эффективность: что показывают данные

Согласно отчёту ЕАБР "Центральная Азия: Перезагрузка ирригации. Эффективность, устойчивость и управление водными ресурсами" (Eurasian Development Bank, 2023), основная часть водных потерь в орошаемом земледелии Центральной Азии приходится не на магистральные каналы, а на сам процесс полива на полях. Это подтверждается и нашим анализом спутниковых данных (ДЗЗ): в большинстве регионов реальное водопотребление близко к расчётам Казводхоз, но основная доля потерь (до 2/3) происходит именно на уровне поля. Это подчёркивает необходимость фокусировки не только на реконструкции каналов, но и на модернизации самих методов полива и внедрении современных влагосберегающих технологий.

Пример: Сравнение данных Казводхоз с данными дистанционного зондирования (ДЗЗ)

 структура потерь воды по регионам

4.1. Внедрение водосберегающих технологий

По официальным данным на начало 2024 года, площадь, охваченная водосберегающими технологиями (капельное и спринклерное орошение), составляет около 851 тыс. га, что эквивалентно примерно 30% от всей орошаемой площади страны.

Однако эта цифра включает всё, что было установлено за последние 15–20 лет, без разделения по степени фактической эксплуатации, эффективности или состояния систем.

Кроме того, отсутствует открытая методология подсчета — не публикуются списки, карты или техпаспорта по регионам, что ограничивает верификацию и контроль за реальным функционированием этих систем.

внедрение влагосберегающих технологий в Казахстане

 

4.2. Протяжённость каналов: планы, акты, реальность

На протяжении последних двух десятилетий в Казахстане последовательно заявлялись крупные планы по реконструкции оросительных каналов. По официальным данным, с 1994 года было заявлено о реконструкции более 14 000 км оросительной сети. Однако по состоянию на 2024 год, по данным аудиторских проверок, фактически функционируют не более 6 000 км.

Это расхождение связано с рядом факторов:

  • Отсутствие независимого контроля и верификации выполненных работ;
  • Практика фиктивных ремонтов и формального освоения средств;
  • Ведение учета «по актам», а не по фактической работоспособности;
  • Необоснованно завышенные объёмы в отчетности для повышения показателей.


прогресс реконструкции оросительных каналов Казахстана

Пример: Сравнительный анализ разрыва между планами, оформленными актами приёмки и реально функционирующими объектами.

 

5. Новые инвестиции: почему доверие под угрозой?

Исламский банк развития объявил о выделении $1,15 млрд на проекты водного сектора. Но при 30-летней истории: а) системных провалов, б) коррупционных скандалов и в) слабого контроля и отсутствия прозрачности, не существует гарантий, что эти средства не будут растрачены по той же схеме. Паспорта, тендеры и механизмы контроля — отсутствуют в публичном доступе.

6. Стратегические рекомендации

  1. Онлайн-платформа мониторинга и паспортов всех объектов.
  2. Внешний независимый аудит — обязательный элемент всех новых проектов.
  3. Внедрение четких KPI: снижение потерь, рост продуктивности, доля автоматизации.
  4. Расчленение функций Казводхоз: эксплуатация должна быть разделена от инвестиций, существующая система поощряет сокрытие провалов.
  5. Публикация КПД обьектов до/после модернизации.

 

Материалы по теме:  сколько Казахстан теряет воды из-за коррупции и разгильдяйства